В процессе монтажа, пусконаладочных работ и эксплуатации электродвигатели подвергаются испытаниям для определения возможности их включения под напряжение и надежной безаварийной эксплуатации.
Для начала приемо-сдаточных испытаний необходимо провести внешний осмотр электродвигателя. При этом проверяются:
- соответствие паспортных данных двигателя проектным данным и техническим условиям;
- комплектность электродвигателя;
- наличие и содержание технической документации по монтажу и эксплуатации;
- заполнение подшипников смазкой до заданного уровня и отсутствие течи масла;
- целость изоляции и соединений видимых частей обмоток и выводов (особое внимание обращается на надежность креплений и распорок лобовых частей обмоток);
- состояние контактных колец и щеточного механизма у двигателей с фазным ротором;
- наличие и соответствие проекту контрольно-измерительных приборов, защитной и сигнальной аппаратуры;
- надежность и качество заземления корпуса электрической машины;
- наличие и состояние средств пожаротушения;
- испытания электродвигателей начинаются с внешнего осмотра и проверки характеристик изоляции для оценки необходимости сушки изоляции обмоток, а затем проверяют все остальные параметры и проводят испытание изоляции повышенным напряжением переменного тока. Если изоляция электрической машины требует сушки, то все проверки и соответствующие испытания выполняются после нее. Объем и нормы испытаний определяются Правилами устройств электроустановок (ПУЭ), Правилами эксплуатации электроустановок потребителей и технической документацией завода-изготовителя.
Нормы приемо-сдаточных испытаний электродвигателей переменного тока.
Вводимые в эксплуатацию электродвигатели переменного тока в соответствии с требованиями ПУЭ должны испытываться в следующем объеме:
1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1кВ.
2. Измерение сопротивления изоляции.
3. Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.
4. Измерение сопротивления постоянному току
а) обмоток статора и ротора б) реостатов и пускорегулировочных резисторов.
5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора.
6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения.
7. Измерение вибрации подшипников электродвигателя.
8. Измерение разбега ротора в осевом направлении.
9. Испытание воздухоохладителя гидравлическим давлением.
10. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу и с ненагруженным механизмом.
11. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.
Электродвигатели переменного тока напряжением до 1кВ испытываются по п.п.2, 4б, 10, 11.
Электродвигатели переменного тока напряжением выше 1кВ испытываются по п.п.1-4, 7, 9-1 1.
По п.п.5, 6, 8 испытываются электродвигатели, поступающие на монтаж в разобранном виде.
Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1кВ.
Руководящими материалами для определения условий включения электродвигателей без сушки являются "Инструкция по определению возможности включения вращающихся электрических машин переменного тока без сушки" и заводская документация.
По условиям включения без сушки электрические машины переменного тока условно разделяют на две группы:
I - электродвигатели мощностью до 5 МВт включительно, имеющие частоту вращения не более 1500 об/мин;
II - генераторы и синхронные компенсаторы, а также электродвигатели, не отнесенные к группе I.
Критериями оценки состояния изоляции обмоток электродвигателей переменного токая являются: сопротивление изоляции К 60, коэффициент абсорбции Кабс, характеристика токов утечки и коэффициент нелинейности.